Тема: Герои на кушетке психоаналитика

Рапунцель. Запутанная история нарциссического злоупотребления дочерью

Отношения с матерью - первые и самые глубокие переживания в жизни каждого ребенка. В процессе взросления они меняются и трансформируются. Иногда эта трансформация происходит легко и естественно, но, зачастую, это довольно болезненный процесс для обеих сторон.
Каждая женщина, становясь матерью, оказывается перед выбором определения дальнейшей модели поведения- окунуться в материнство или вести социально активную жизнь. Быть матерью, или оставаться женщиной.

Что имеется в виду? Женщины, выбирающие модель поведения матери, концентрируют фокус своего внимания на ребенке, удовлетворении его нужд и потребностей, даже в ущерб всему остальному.
Те же, кто предпочитают «остаться» женщиной, сохраняют свою устоявшуюся жизнь без изменений, не подстраиваясь под ребенка, а встраивая его в иерархию семьи, в привычное ее течение, даже в ущерб его потребностям в любви и заботе.

Конечно, эти противоположности могут уживаться и в одной женщине. Кому-то удаётся придерживаться золотой середины в диапазоне вариантов между полюсами «мама» и «женщина» и корректировать свою включенность в ребенка, в соответствии с его потребностями на каждом жизненном этапе.

Но большинство, сознательно или нет, все равно находятся по одну из сторон баррикад: в большей степени мать, чем женщина; или преимущественно женщина, нежели мать.
Рапунцель - история матери в большей степени, чем женщины и ее дочки. Это сказка, записанная братьями Гримм и экранизированная Диснеем про то, как злая ведьма, укравшая, девочку, живет с ней в высокой башне. Девочка лишена и малой толики свободы, ежедневно слушая от «матери», какой ужасный и опасный мир вокруг.

Ведьма одинока, у нее нет партнера, а если приглядеться, то она чем-то напоминает мать-одиночку, озлобленную на весь мир. Проявляя сверхзаботу, контролируя и опекая девочку, она будто бы хочет уберечь ее от ошибок своей молодости.
Ребенок оказывается в ситуации, когда для получения одобрения мамы необходимо отказаться от какой-то части самого себя.
Для таких матерей типично вмешиваться в личные дела ребенка. Заставлять принимать правильные, по мнению мамы, решения. Не всегда это происходит открыто, мама может использовать манипуляции, игру на эмоциях - например, вызывать чувство вины. Мама может критиковать интересы и вкус ребенка, указывать на его недостатки.
Ребенок оказывается в ситуации, когда для получения одобрения мамы необходимо отказаться от какой-то части самого себя. Это горькая потеря, но в данном случае, неизбежная. Ведь в детстве мы не можем выжить без заботы и любви родителей. Жертвы нарциссических матерей начинают перестраивать себя так, чтобы быть любимыми, удобными и принимаемыми. Учатся думать и чувствовать не так, как хочется, а так, как от них ожидают.
Уже будучи взрослым, такой человек может испытывать сложности с пониманием своих желаний и целей, иметь проблемы с самооценкой и сомневаться в своих силах.
В то же время мы видим, что Злая Ведьма не искренна. Ее никогда нет рядом с девочкой, а возвращается она в башню только для того, чтобы расчесать волосы Рапунцель и получить от них волшебную силу и молодость. Таким образом, она игнорирует и обесценивает ее чувства. Дети нарциссических матерей все время чувствуют, что они никого не интересуют, что на самом деле они не имеют никакого значения и важны не сами по себе, а их успехи и одобряемые родителями качества.

Однако Злая Ведьма - это не настоящая мать Рапунцель, а ее настоящая мама - Добрая Королева. В сказках обычно расщепляют образ на хорошую и плохую мать и задача девочки - найти и воссоединиться со своей семьей. Но в реальной жизни все это воплощает в себе один человек и ребёнок ищет и пытается заслужить любовь своей фантазийной идеальной мамы.
Очень частый сценарий, когда девочка, чья жизнь состоит из границ и запретов, влюбляется в мальчика, которому «закон не писан».
Идет время, Рапунцель перестает быть ребенком, становится девушкой и знакомится со своим прекрасным принцем, который оказывается классическим хулиганом и плохим парнем. Очень частый сценарий, когда девочка, чья жизнь состоит из границ и запретов, влюбляется в мальчика, которому «закон не писан».

В реальной жизни дочери, сумевшие преодолеть зависимость от матери и от такого прошлого, вынуждены расплачиваться тяжелым чувством вины. Как я могла оставить мать, которая меня так любит?

- Я плохая дочь,- говорит Рапунцель.
- Это часть взросления, - отвечает ей Юджин.
Где у сказки конец, в жизни, обычно, начало… Зачастую женщины, являющиеся в большей степени матерями, отдают своим детям все - время, любовь, внимание, а в ответ получают равнодушие или отторжение. Ибо в то же время у дочери, в противоположность материнской отдаче, развивается зависимость и чувство вины, которые становятся частью собственной личности и внутренним критикующим голосом.

Недостаточно вырасти и стать взрослой, чтобы освободиться от материнского влияния. Нужно сепарироваться, отделиться физически и психологически. Потому что не редкость, когда взрослая дочь отдает своей маме ребенка, как билет за свободу. Бабушка воспитывает внука, словно своего ребенка, а биологическая мама становится символической сестрой. В подобной инверсии ролей, к сожалению, не бывает хэппи энда - как не вдохнуть полной грудью спертый воздух маленького чулана.

О матерях, которые в большей степени женщины, чем матери, я расскажу в следующей статье.